“Нет успеха без доверия”: создание доверия в отношениях наставничества
Насколько доверие может способствовать позитивному отношению в наставничестве? Джон Калл (основатель системы наставничества в сети Youth Business International, объединяющей предпринимателей из 56 стран мира, опыт Джона в наставничестве более 25 лет), обсуждает создаваемые преимущества.
Значимые отношения помогают в жизни. Одни из них — это отношения между наставником и наставляемым.
В гомеровской Одиссее, например, Улисс доверяет своего сына Телемаха хорошему другу Ментору перед отъездом в путешествие. Ментор должен был отвечать за воспитание Телемаха и развитие его личности для вступления во взрослый человеческий мир. Богиня Афина говорила с Телемахом через Ментора, в результате чего он приобрел божественные качества и стал воплощением мудрости.
Сегодня наставничество продолжает становиться популярным способом оказания помощи и поддержки предпринимателей. Исследование, проведенное Фондом предпринимательства в Квебеке, Канада, показало, что доверие имеет первостепенное значение, и как наставник, так и его наставляемый должны уважать “моральный контракт", который они заключают в самом начале взаимоотношений.
Это подкрепляет мои собственные исследования, которые показали, что обе стороны должны хотеть иметь отношения. Ключевыми элементами этих отношений являются взаимное доверие, взаимное уважение и взаимная свобода выражения мнений.
Как отметил один наставник, участвовавший в исследовании: “В начале путешествия, если наставляемый чувствует себя комфортно с Вами, он будут делиться чем угодно. Чтобы построить доверие, вы должны начать взаимоотношения так, как если бы Вы намереваетесь поддерживать хорошие отношения до самого конца. Вы должны быть хорошим слушателем и задавать соответствующие вопросы, такие как: как много он знает о своем бизнесе, как далеко он хочет идти в решении своей задачи, сколько попыток найти решение он уже сделал”.
Но что это значит, когда вы говорите, что доверяете кому-то?
Многие из нас встречали людей, которым, как нам казалось, можно доверять. Когда это происходит, мы обнаруживаем, что можем действовать исходя из того, что они говорят, полагаться на их искренность и чувствовать уверенность в том, что они сохранят доверие. С другой стороны, мы сталкивались с людьми, которым не доверяли. В таких ситуациях мы чувствовали себя разочарованными, преданными, не поддержанными или обманутыми.
По мнению Стивена М. Р. Кови, автора книги "Скорость доверия", низкое доверие вызывает взаимные трения и создает скрытые смыслы, межличностные конфликты, соперничество, мышление "выиграй-проиграй", а также взаимную коммуникацию построенную на обороне и защите. С другой стороны, Кови утверждает, что если доверие развивается и используется, то это единственная вещь, которая создаст беспрецедентный успех и будет являться ключевой компетенцией лидера, необходимой в современной глобальной экономике. Вы не можете добиться успеха без доверия. Доверие — это клей, который скрепляет отношения и оргструктуры. Кови также утверждает, что доверие поддается количественной оценке. Когда доверие уменьшается, расходы растут - за счет отложенного принятия решений, снижения производительности и снижения уровня клиентского сервиса. Результатом является плохой бизнес-результат с растущей подозрительностью, цинизмом, снижением вовлеченности заинтересованных сторон и увеличением текучести кадров. И наоборот, в ситуациях высокого доверия издержки снижаются. Уровень мотивации повышается, отношения улучшаются, сотрудничество растет, инновации внедряются, процессы оптимизируются, повышается производительность труда, повышается уровень клиентского сервиса, сохраняются лучшие таланты и достигаются высокие результаты в связи с высокой мотивацией персонала.
Итак, как можно оценить присутствует ли доверие в отношениях? Для этого необходимы наличие двух ключевых элементов. Во-первых, быть искренним в том, что говорим; выполняем ли мы действие, чтобы выполнить данные нами обещания, то есть согласуются ли наши действия со словами? Второй элемент — это вопрос оценки наличия компетентности; демонстрируем ли мы способность выполнять то, что мы сказали? Оба эти элемента оценки - искренность и компетентность, объединяются, когда мы работаем над пониманием того, доверяем мы в отношениях или нет.
Укрепление доверия требует от людей идти на риск и выходить за пределы своей зоны комфорта. Ответственность наставника заключается в том, чтобы активно и целенаправленно вдохновлять и укреплять доверие. Среда высокого доверия — это та среда, где люди могут объединиться и сделать все необходимое для совместного преодоления проблем, стоящих сегодня перед их бизнесом. Однако вместе с этой ответственностью за отношения приходит и личная ответственность за свои действия!
Как и Улисс, программы поддержки начинающих предпринимателей доверяют своих предпринимателей ценным и надежным наставникам. Без наставников не было бы этих программ.