Институт наставничества
English Russian








Статьи

       

Какие качества делают наставника выдающимся? Автор Джо Грэй

Это был настоящий "наставнический" месяц для меня. Я выступала в качестве наставника в новых отношениях, поддерживала новых наставников в двух различных программах, брала интервью у наставников, которые пришли к завершению своего годового наставничества.

Так много знаний приходит от участия во всех этих разговорах, но есть вопросы, которые произвели на меня особое впечатление:

Может ли любой человек быть наставником?

Есть ли вещи, которые делают выдающихся наставников уникальными?

Как и во всем остальном, я думаю, что полезно вернуться к самому началу. Первое упоминание о наставнике было в гомеровской "Одиссее", где Одиссей отправляется воевать на Троянскую войну и оставляет своего маленького сына на попечение своего мудрого и доверенного советника – Ментора. Однако в истинной традиции греческой мифологии роль наставника взяла на себя богиня Афина, потому что, откровенно говоря, Ментор был не так уж эффективен. Самое интересное, если не считать того, что первым наставником была женщина, - это то, что она собой представляла. Афина была богиней как мудрости, так и войны – не ведения войн, а разработки стратегии войны, и в этом она олицетворяет две основные черты наставничества – поддержку и вызов. Как наставники, мы предлагаем подопечным много возможностей, но в своей основе наставничество заключается в оказании поддержки, слушая и предлагая, а также в вызове, задавая при этом необходимые вопросы.

Я не верю, что существует единственное верное определение выдающегося наставника. Наставничество - это очень индивидуальный опыт, и доверие и качество отношений строятся двумя взаимововлечеными сторонами. Поэтому наставник, являющийся выдающимся для одного человека, может не быть таким для другого. Тем не менее, есть некоторые ключевые особенности, которыми я считаю обладают все выдающиеся наставники:

Они слушают – мы много слышим, знаем о качестве слушания и его важности во всех областях работы, наставники не только слушают, но и понимают, что иногда они добавляют большую ценность, просто слушая, и не расстраиваются от мысли что они должны делать больше, чем просто слушать.

Они задают отличные вопросы – я видела много наставников во время их работы, и единственная черта, которая их различает, по моему мнению, это то, что у действительно хороших наставников есть запас отличных вопросов. Вопросов, которые не требуют контекста, вопросов, которые автоматически заставляют Вас мыслить по другому, вопросов, которые позволяют им сосредоточить свое внимание на слушании и не думать о следующем вопросе или рекомендации.

Они не предлагают никакого суждения -наставничество требует от Вас изучать намерение, стоящее за всем, что Вы говорите. Выдающийся наставник всегда действует с мыслью о своем наставляемом и гарантирует, что все, что он говорит и делает, делается только для его пользы.

Они понимают важность установления контакта – все выдающиеся наставнические отношения начинаются с установления взаимопонимания и доверия. Это важный навык сам по себе и может быть вначале сложным, особенно когда Вы находитесь в паре с незнакомцем, с которым автоматически не найти общий язык. Выдающиеся наставники осознают, что им необходимо делиться своими личными историями и создавать для подопечного благоприятную среду, в которой он мог бы «раскрыться».

Они отзывчивы – выдающиеся наставники освобождают себя от чувства необходимости быть “экспертами”, они понимают, что находятся здесь, чтобы реагировать на потребности своего наставляемого, и чувствуют себя комфортно в этой роли.

Они понимают важность эмпатии – и важность того, чтобы находиться на чьей-то стороне, уметь поставить себя на место другого и разделить чужие проблемы.

Они уравновешивают вызов и поддержку – точно так же, как богиня Афина, они уравновешивают толчок и притяжение, помогая формировать задачи и осуществляют поддержку. Они также осознают, что текущий уровень изменений для одного человека - это трудновыполнимый выход из зоны комфорта для другого, и поэтому они способны точно определить какой уровень комфортных изменений подходит для их наставляемого.

Они полностью погружены в процесс наставничества - ведь наставничество работает только тогда, когда и наставник, и наставляемый отдают свое время и энергию построению отношений. Наставники понимают, что они могут демонстрировать свою вовлеченность не только своим присутствием, но и другими способами. Например, это могут быть маленькие знаки, которые укрепляют общение – СМС в нужное время, упоминание обсужденных ранее мелких деталей, усилия по дальнейшему развитию отношений.

И самое главное для меня - это то, что наставники действительно верят, что это двустороннее партнерство для взаимообучения. Я создавала сотни и сотни пар на протяжении многих лет, и первое, что я ищу в наставнике, - это то, что он говорит, что он ожидает и хочет узнать столько же, сколько и подопечный.

Мы все можем подумать о том единственном человеке, который изменил нашу жизнь, который нашел время, чтобы слушать, и действительно слышать нас и поддерживать в достижении нашей мечты. Что же сделало их значимыми для Вас? В этом месяце мне определенно напомнили, что быть наставником - это огромная привилегия и ценность. Так что если вы еще не были одним из них, я настоятельно рекомендую вам найти возможность попробовать себя в роли наставника.


www.theconversationspace.com/our-thinking/what-makes-a-great-mentor-by-jo-gray/


Возврат к списку


                                                                            

© 2015-2021 IBLF Russia. Все права защищены.